Базилика Сакре-Кёр в Париже — история и практическая информация




Базилика Сакре-Кёр в Париже — история и практическая информация

Называемая парижанами «безе» (из-за своей формы и цвета), базилика Сакре-Кер с момента своего основания вызывала споры. Тем не менее, этот плод страстной веры французских промышленников навсегда вошел в ландшафт французской столицы, привлекая туристов, паломников и … кинематографистов.

История Парижской базилики

Хотя нынешний храм был построен на холме Монмартр только во второй половине девятнадцатого века, этот район был объектом поклонения с древнейших времен. Легенды гласят, что здесь были священные рощи друидов, а после включения их в состав Римской империи они были посвящены Марсу или Меркурию. Предполагается, что название этого места произошло от божественных имен. Скорее всего, это было из Санкт-Петербурга. Дионисий и его товарищи, которые были обезглавлены здесь римлянами за свою веру. 

Легенда гласит, что этот святой и первый епископ Парижа встал вскоре после казни, поднял голову и, смыв кровь, отправился в район сегодняшнего Сен-Дени, где упал замертво. Популярность этой истории привела к тому, что место смерти епископа стало называться Мон-де-Мученик, или Холм мучеников. В память об этих событиях здесь была возведена часовня, а позже — бенедиктинский монастырь. Хотя легенда звучит довольно гротескно, следует отметить, что в 17 веке во время работ, проводимых в аббатстве, был обнаружен древний склеп, посвященный святому Дионисию . Аббатство просуществовало до Французской революции. В 1890-х годах монастырь был снесен, а последняя настоятельница, Мария-Луиза де Лаваль-Монморанси, умерла от гильотины. Монастырская церковь св. Петра, который сегодня находится рядом с базиликой.

Холм Монмартр пустовал до 1870-х годов. 1870 год стал шоком для тогдашней Франции — армия потерпела позорное поражение в войне с Пруссией, а Париж осадили немцы. Ввиду этих событий два французских промышленника, Александр Легентиль и Юбер Ро де Флери, поклялись, что, если враг пощадит город, они построят церковь, посвященную Святому Сердцу Иисуса. Кроме того, это должен был быть акт покаяния перед Богом за грехи, совершенные против Церкви и Папы Пия IX (речь шла об аннексии Ватикана пьемонтской армией). Принято считать, что решение о строительстве храма было направлено против Парижской коммуны, но это миф. Александр Легентиль писал об идее строительства церкви за год до начала боевых действий между Версалем и коммунарами. Однако следует признать, что лозунги выкупа вин коммунаров путем строительства храма появились позже, во время сбора средств.

Идея была с энтузиазмом воспринята архиепископом Парижским. Как только военные выстрелы прекратились, эта неординарная идея стала воплощаться в жизнь. Строительство началось в 1876 году и полностью финансировалось за счет частных пожертвований и пожертвований церкви . Общая стоимость составила 7 миллионов франков, а работа длилась непрерывно 39 лет. Идея Поля Абади , французского архитектора, увлеченного средневековым искусством, была выбрана из 77 представленных проектов.

Абади умер во время строительства, но его работа продолжалась. Несмотря на нежелание последующих французских правительств (не в силах навредить строителям, перед базиликой был установлен памятник рыцарю де ла Барре — дворянину, казненному за богохульство и безбожие в 18 веке)церковь была завершена в 1914 году . Из-за начала Первой мировой войны его освятили только пять лет спустя.

В наше время храм стал центром новой французской евангелизации. Участие местных священников в провозглашении истин веры часто приводило к проблемам. В 1971 году группа французских коммунистов ворвалась в церковь и на некоторое время оккупировала храм.

Хотя базилика Сакре-Кер по-прежнему вызывает споры (многие публикации критикуют ее художественные ценности), следует признать, что ее характерный силуэт уже настолько тесно связан с городом, что никто не может представить себе посещение Парижа, не прогуливаясь под этими белыми стенами.

План и форма базилики

Храм сочетает в себе черты романского и византийского стилей, довольно четко отходя от архитектуры классических римских базилик. Все построено по плану греческого креста и увенчано четырьмя куполами (самый большой из куполов имеет высоту 54 метра и находится на высоте 83 метра от земли). Собор св. Фронт в Периге. Абади «потянул» свою церковь вверх, тем самым изменив пропорции куполов к нижним частям здания. Василий также отличается изюминкой — вопреки преобладающим тенденциям, он не был разработан ad orientem (то есть с алтарем, обращенным на восток). Его алтарь отмечает северное направление, поэтому он принадлежит к так называемой неориентированные церкви . Возведенная сзади башня служит колокольней..

Травертин использовался для строительства из-за его цвета, твердости и простоты очистки. Это была идея архитектора базилики.

На фасаде над трехарочным порталом расположены три скульптуры. В центре над входом мы видим Христа, благословляющего , а немного ниже по обе стороны от Иисуса — две конные статуи: Св. Джоанна Д’арк и св. Король Людовик IX .

Памятники базилики

Внутреннее убранство храма удивляет строгостью и небольшим количеством деталей. Однако есть несколько интересных памятников, на которые стоит обратить внимание:

  • мозаика — огромная красочная мозаика бросается в глаза сразу после переступления порога храма. Это один из крупнейших объектов такого типа в мире (около 400 квадратных метров). На нем изображен Христос в окружении святых и выдающийся для Церкви (есть также профили инициаторов Сакре-Кер). Внизу надпись: «Святейшему сердцу Христа, Франция ревностная, раскаявшаяся и благодарная». Слово «благодарный» было добавлено после окончания Первой мировой войны.
  • алтарь — он был сделан из мрамора, привезенного из Сиены . В его центральной части вырезана сцена распятия Христа , а по обеим сторонам — силуэты апостолов . Здесь также Святое Причастие выставлено для вечного поклонения. Это продолжается непрерывно с 1885 года! Поэтому туристов просят соблюдать тишину и покой при посещении храма. Поклонение продолжается и после закрытия церкви (после 22:30) — в нем можно принять участие, уведомив за два дня до посещения.
  • крипты — большинство гидов не советуют посещать склепы, но если у нас есть время и несколько евро в кармане, мы можем спуститься в нижние часовни, где мы, среди прочего, увидим. остатки фундамента бывшего аббатства и множество интересных скульптур с изображением святых. (Примечание: в настоящее время крипты не открыты для публики по соображениям безопасности, их состояние может измениться.
  • орган — это последняя работа Аристида Кавай-Колле, одного из величайших строителей органов всех времен. К сожалению, только некоторые из них прошли техническое обслуживание — многие трубы все еще ждут ремонта или замены.
  • колокол — в базилике находится самый большой колокол во Франции . Он финансировался верующими Савойи (которая с 1860 года принадлежала Французской Империи) и поэтому называется «Савойя» .
  • купол — вход во внешнюю галерею самого большого из куполов возможен после покупки билета. Отсюда открывается один из самых красивых видов на Париж.

Базилика в литературе и искусстве

Сакре-Кер появилась во многих книгах и фильмах о Париже. В конце 19 века Эмиль Золя описал базилику в своем романе «Париж». Он выглядит как символ религиозного угнетения и должен быть взорван одним из героев. Разрушения храма потребовал французский футурист Феликс дель Марль, который в соответствии с предположениями своего движения хотел видеть на этом месте современные небоскребы. Силуэт храма также появляется во многих фильмах как символ города. Огромную стройку с медленно поднимающимся вверх зданием можно увидеть в фильме «Шерлок Холмс: Игра теней». Белое «безе» также можно увидеть в некоторых кадрах экранизации романа Ги де Мопассана. «Соблазнитель» (что является явной ошибкой создателей фильма, поскольку действие фильма происходит примерно в 1881 году, а тогда строительство храма только начиналось) …

Достопримечательности — практическая информация [обновление 2017 г.]

Дни и часы работы

Посещение базилики бесплатное , храм открыт ежедневно с 06:00 до 22:30.

Вход в купол базилики платный (цена варьируется, спрашивайте на месте), чтобы добраться до него, выйдите из храма и пройдите ко входу с левой стороны. На вершину ведет только лестница, всего около 300 ступенек. Изменен вход в купол, который может оказаться невозможным, например, из-за плохих погодных условий. В летний сезон (май — сентябрь) вход обычно проходит с 08:30 до 20:00, а в зимний сезон (октябрь — апрель) с 09:00 до 17:00.

Склепы в настоящее время закрыты для посетителей.

Доступ и местонахождение

Из-за расположения церкви на холме, чтобы добраться до нее, придется подняться в гору. К счастью, вы можете облегчить себе путь и частично или практически полностью пройти маршрут, используя общественный транспорт.

  • линия метро 12 — Жюль Жоффрен + станция Montmartrobus (Place du Tertre)
  • линия метро 2 или 12 — станция Pigalle + Montmartrobus (Norvins)
  • линия метро 2 — Anvers + станция канатной дороги или лестница
  • линия метро 12 — Abbesses + станция канатной дороги или лестница
  • автобус № 30, 31, 80, 85 — остановка Anvers Sacré-Coeur + около 500 метров пешком